Де-факто порошковая покраска уже прочно вошла в наш быт: мы ходим мимо входных металлических дверей с окраской «под гранит», ежедневно наблюдаем на улицах городов результат порошковой покраски дисков авто «под хром» — и так далее. Как же эта технология устроена и почему результаты её применения выглядят столь по-разному?
Просто и эффективно
У технологии порошковой покраски две основных составляющих: электростатическое напыление и термическая фиксация. Первая обеспечивает равномерное нанесение выбранного полимерного спецпорошка на металлическую поверхность практически любой формы, а вторая — жёсткую фиксацию уже нанесённого слоя за счёт прочного сцепления частиц друг к другом и подстилающей поверхностью (фиксация проводится в термокамере-печи при умеренной температуре, обычно не выше 170°C). Особенности и технологические тонкости обеих процедур можно наглядно продемонстрировать на порошковой покраске дисков авто «под хром», что так распространена в последнее время среди автовладельцев.
Секреты порошкового «хромирования»
Сначала колёсный диск зачищается механическим/химическим способом от всяких следов предыдущих покрытий и загрязнений, для чего используется пескоструйная обработка либо замачивание в ваннах со спецсоставами. Полностью зачищенный и сухой диск закрепляется на заземляющем подвесе в беспылевой камере, после чего начинается собственно процесс создания «хромового» покрытия. Первым на поверхность диска наносится порошковый слой так называемой «грунтовки» — она даёт максимальное сцепление с металлом и попутно заглаживает мелкие механические дефекты типа царапин. После завершения напыления диск транспортируется в термокамеру, где в скрупулёзно поддерживаемых условиях (температура и длительность) формируется единый бездефектный слой. Затем процедура напыления повторяется, но вместо «грунтовки» наносится уже собственно «хромовый» слой — он задаёт вид и фактуру будущего покрытия. После его термофиксации наступает очередь одного либо двух прозрачных защитных слоёв, которые будут предохранять всё покрытие и от механических повреждений, и от выгорания от солнечного света/ультрафиолета.
Легко видеть, что меняя тип напыляемого спецпорошка и число слоёв, можно получать совершенно различные по свойствам покрытия: использование кремнийорганики даёт устойчивость к высоким температурам, разных эфирно-эпоксидных композиций — стойкость к механическому истиранию и так далее.