Работы на пути метрополитена, как и на всяком другом участке железнодорожного полотна, могут быть связаны с необходимостью:
– текущего их содержания;
– ремонта;
– реконструкции.
Осуществляются такая деятельность в соответствии:
– с утвержденными проектами;
– с действующими правилами и инструкциями;
– с технологическими процессами.
При этом график движения, установленный для поездов метрополитена, не нарушается, поскольку все технологические операции производятся обычно в ночное время, когда в движении поездов имеется перерыв и напряжение с контактных рельсов снято.
Без снятия напряжения с контактного рельса производится:
– осмотр стрелок;
– их обслуживание.
Примером таких операций является пневмообдувка стрелок от налипшего на них снега.
Все должностные лица, задействованные для путевых работ на метрополитенах, должны быть обученными и владеть соответствующей нормативной и регламентирующей документацией. К такой документации относятся инструкции и правила, касающиеся деятельности на метрополитене:
– правила техэксплуатации;
– инструкция по маневровым работам;
– инструкция по сигнализации;
– правила, касающиеся техники безопасности при осуществлении деятельности в путевом хозяйстве;
– инструкция, положения которой обеспечивают безопасность движения электропоездов;
– правила прохода электропоездов на наземные участки и в тоннели и др.
Все операции, связанные с контактными рельсами, предварительно фиксируются в установленном порядке в журнале ДУ-46.
Деятельность по ремонтным, обслуживающим и прочим работам могут выполняться в течение всего ночного «окна», но должны быть завершены до 1-го сигнала, предупреждающего о подаче на контактные рельсы напряжения.
Если определенный вид путевых операций вызывает нарушение нормального режима работы СЦБ, то их завершение должно происходить с учетом промежутка времени, которое нужно, чтобы электромеханик СЦБ успел проверить:
– имеются ли в наличии все необходимые СЦБ материалы;
– обеспечена ли нормальная эксплуатация всех устройств СЦБ.
Если возникла исключительная ситуация, то для ее ликвидации может быть предпринято ограничение скоростей движения электропоездов. При этом под исключительной ситуацией понимают:
– высокую степень сложности предполагаемого вида деятельности;
– работы, связанные с большим объемом технологических операций;
– возникшую внезапно неисправность контактного рельса либо пути.