При работе двигатель машины нагревается. Чтобы не допустить перегрев, нужна охлаждающая жидкость. Раньше эту проблему автомобилисты решали, заливая воду в радиаторы. В зимний период, в воду добавляли немного этиленгликоля. Это позволяло избежать замерзания воды. Из гликолево-водяной смеси на морозе получается вязкая масса с мелкими ледяными кристаллами. Таким образом, опасность разрыва блока цилиндра и радиатора в период сильных морозов была успешно устранена.
Современные антифризы и тосолы
Чугунные моторы и радиаторы из латуни в старых автомобилях были достаточно устойчивы к коррозии. Для современных моделей циркуляция водяной смеси оказалась неприемлемой. Крыльчатка и стенки каналов головки блока быстро выходили из строя, подвергаясь сильной коррозии. Возникла необходимость в создании жидкости для охлаждения с хорошим антикоррозионным эффектом.
Разработчики технологий органического синтеза института ГосНИИОХТ ввели в состав ОЖ специальные добавки на основе неорганических солей. Их защитные действия заключались в образовании тонкого слоя на поверхности металла, предохраняющего от коррозии. Новинка получила название тосол, его состав был закреплен Госстандартом.
Химический состав тосола:
- дистиллированная вода;
- фосфаты, бураты;
- антикоррозийные присадки;
- глицерин;
- краситель;
- спирты.
Краситель менял цвет тосола в процессе работы от сине-зеленого до желтого. Это позволяло отследить процесс старения жидкости, для ее своевременной замены.
Современные производители предлагают тосол, различный по составу, на основе своих технических условий. Поэтому различные виды этой жидкости отличаются по качеству и физико-химическим показателям.
В чем разница между тосолом и антифризом?
В период перестройки страну заполнило огромное количество иномарок, потребность в качественной жидкости для охлаждения резко возросла. Потребитель, по старой памяти, считал, что предназначение тосола, это жигули. Предприниматели немедленно сменили название жидкости на антифриз.
Любая ОЖ является антифризом. Тосол, это ее разновидность.
Классификация охлаждающих жидкостей
- Силикатные. Зеленого или синего цвета. Образуют тонкое пленочное покрытие на металлических конструкциях. Рекомендуются для автомобилей, выпущенных до 1996 года.
- Карбоксилатные. Красного или розового цвета. Содержат соли органических кислот, которые образуют защитное покрытие в точках коррозии металла.
- Гибридные. Красного цвета. Имеют в составе органические и неорганические антикоррозионные ингибиторы. Их применяют для двигателей машин 1997-2008 гг. выпуска.
- Оранжевого или желтого цвета. Дорогие антифризы на основе пропиленгликоля. Рекомендованы для машин с выпуском позже 2008 года.
При покупке антифриза не стоит забывать, что охлаждающая жидкость у каждого производителя имеет свой состав, и ее свойства в период эксплуатации будут меняться. Это значит, что смешивать продукцию разных марок совершенно неприемлемо.
Срок годности антифризов в процессе работы двигателя ограничен, необходимо регулярно следить за их состоянием и обеспечивать своевременную замену отработанной жидкости.